Главная » Верую. » Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Русской Православной Церкви нередко ставится в упрек благословение воинства и оружия. Как Церковь может благословлять людей, которые носят орудия человекоубийства? Разве не сказано не убий?

Здесь нам стоит разъяснить два недоразумения, которые возникают у людей в отношении Церкви и церковных молитв и благословений.

Одно из недоразумений связано с тем, что люди склонны воспринимать священника как шамана, мага и колдуна, который призывает на помощь своим какие-то таинственные оккультые силы, которыми он может манипулировать. В языческие времена колдуны, шаманы и филиды, претендовавшие на то, что могут обеспечить своему войску оккультную поддержку, считались мощным оружием.

Христианская молитва, однако, есть нечто прямо противоположное. На самом деле, ни священник, ни епископ, ни какой-либо вообще церковный служитель не может распоряжаться сверхъестественным, и на это нимало не претендует. Люди Церкви молятся – взывают к Богу, чтобы Он вошел в эту ситуацию, чтобы он был с людьми, особенно там, где трудно и опасно, где человека могут ожидать тяжкие искушения, страдания или смерть.

Бог Сам решает, как Ему ответить на эту молитву; мы не можем Ему указывать. Мы можем только просить – о помощи, о руководстве, о мудрости, особенно необходимой, когда речь идет о такой опасной вещи, как оружие. Молитва о воинстве (как, кстати, и молитва о властях) совершенно не обязательно предполагает одобрение всего, что воинство (и власти) делают; молитва – это именно призывание милости Божией.

Можно молиться о хорошем человеке, чтобы Бог его укрепил; можно – о дурном, чтобы Бог дал ему покаяние, в любом случае, ответ на молитву – в руках Божиих.

Второе недоразумение связано с пониманием заповеди не убий. Является ли воин, носящий оружие и готовый пустить его в ход, нарушителем заповеди? Может ли воин быть благочестивым?

Священное Писание говорит, что да. Первым из язычников Крещение получает военный, офицер римской армии:

некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. ( Деян.10:1-2 )

При этом благочестивом офицере упоминается и благочестивый воин:

Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. ( Деян.10:7-8 )

Людей, которые противопоставляют заповедь не убий воинской службе, подводит плохое знание Писания. В заповеди не убий речь идет, в контексте Писания и на его оригинальных языках, именно о вольном человекоубийстве; т.е. убийстве в уголовном смысле, беззаконном лишении человека жизни. В Ветхом Завете (где дается эта заповедь) люди как ведут войны, так и казнят преступников, и заповеди этим не нарушают.

В Новом Завете признается право и обязанность государства прибегать к оружию для поддержания безопасности и порядка. Как пишет Ап.Павел,

ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 )

Разница между вооруженным разбойником и вооруженным же стражем порядка – при том, что оба носят оружие и могут его употреблять – очевидна всякому человеку, очевидна она и Писанию. То есть для Апостолов заповедь не убий никогда не означала, что всякий служащий государства, носящий оружие, является преступником Божьего закона.

Можно обратить внимание и на то, что как правило те, кто возмущается появлением священника в воинской части, не призывает распустить правоохранительные органы и предоставить преступникам беспрепятственно терроризировать мирных и законопослушных граждан; не слышно также и призывов распустить армию и дождаться прихода какого-нибудь Басаева, который бы установил у нас порядки, при которых ни у кого из нас уже не будет возможности вести дискуссий.

Мы находимся в условиях хотя бы относительной безопасности и свободы благодаря тому, что вооруженные служащие государства – армия и милиция, исполняют свои обязанности. Можно услышать много претензий к милиции, но окажись мы без нее – даже выход в ближайший магазин был бы смертельно опасным делом. Находясь под защитой вооруженных людей, мы, православные христиане, не находим уместным ими гнушаться – тем более, что Писание не дает к такому гнушению никаких оснований.

Что, однако, стоит за тем гнушением, которые высказывают критики Церкви в этом вопросе? Мотивы у них могут быть разные, но я бы отметил наиболее серьезный. Война – одно из самых страшных проявлений человеческого греха; Господь в Нагорной Проповеди говорит о том, что блаженны миротворцы.

Ищи мира и стремись к нему – много раз заповедует Писание.

Однако между миротворцами и пацифистами есть серъезная разница; их отличает чуство ответственности. Миротворец, прежде всего, реалист – он исходит из того, что мы живем не раю, и там, где государство, тот самый начальствующий с мечем, не исполняет своих функций, там власть казнить и миловать оказывается в руках ближайшего вооруженного бандита. Этому есть предостаточно примеров, и поддержание мира требует тех, кто хранит мир вооруженной рукой.

Устраните правоохранительные органы – и Вы не получите мира на улицах; устраните армию – и Вам недолго придется ждать войны.

Пацифист видит в армии орудие войны; миротворец видит и другое – то, что армия есть необходимое орудие избежания войны. И проповедник прощения и примирения, который призывает людей отречься от вражды ради Христа и Евангелия, и рассудительный дипломат, который помогает урегулировать международные противоречия, и умелый воин, который готов дать отпор разбойникам – все они необходимы для поддержания мира, они соратники, а не враги. Поэтому нет ничего странного и несообразного в благословении воинства; пусть же Господь благословит тех, кто защищает нас и хранит мир.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Трапеза Господня

Трапеза Господня Предисловие Установленная Христом на Тайной вечери, Церковь актуализировалась на день Пятидесятницы, когда учениками ...

Традиционное понимание значения дара иных языков

Традиционное понимание значения дара иных языков священник Александр Усатов Относительно понимания дара иных языков в ...

Именины Кирилла – день ангела, церковный календарь

Даты именин и день ангела Кирилла — церковный календарь и традиции У человека с именем ...

Точное изложение православной веры, Книга 2 – читать, скачать – преподобный Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры Глава 1 (15). О веке Сам сотворил века – бывший прежде ...

Точное изложение православной веры – читать, скачать – преподобный Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры Содержание Предисловие переводчика 2. Когда, в частности, св. И. Дамаскин написалТочное ...

Именины Елены – день ангела, церковный календарь

Именины Елены — когда отмечать и что дарить, даты по церковному календарю Носительницам имени Лена ...

Том III

Слова. Том III Духовная борьба Глава первая. О колдовстве Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, ...

Том II

Слова. Том II Духовное пробуждение Часть Пятая Духовное Оружие 3. Глубочайший смысл жизни Будем готовиться ...

Толковый православный молитвослов, Молитвослов

Толковый православный молитвослов Оглавление ^ 1. О молитве Что значит молиться Богу? Молиться Богу, – ...

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета – читать, скачать – профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета Толковая Библия (толкование Библии), вышла в свет под редакцией ...

Именины Дениса по церковному календарю – православный день ангела

День ангела (именины) Дениса по православному церковному календарю Если в советскую эпоху праздновали только день ...

Толкование Евангелия, Глава 48 – читать, скачать

Б. И. Гладков Толкование Евангелия Оканчивая Свое служение, Иисус спросил книжников и фарисеев: что вы ...

Именины Даниила по церковному календарю – день ангела

Именины Даниила — все даты празднования по церковному календарю Имя Даниил считается одним из древнейших ...

Типичные ошибки экзегетов

Типичные ошибки экзегетов Экзегетический анализ, призванный точно определить значение того или иного библейского отрывка, — ...

Типикон (Типик)

Типикон (Типик) Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка ...

Тело Христово

Тело Христово Те́ло Христо́во – название Церкви учрежденной Иисусом Христом, Который является Главою Церкви, которая ...

Творения, Труд 56 – читать, скачать – преподобный Ефрем Сирин

Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – Таинство священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и ...

Именины Владислава по церковному календарю – православный день ангела

День ангела Владислава по церковному календарю Общеизвестно, что у популярных и звучных на сегодняшний день ...

Творение из ничего

Творение из ничего Творе́ние из ничего́ – учение о создании мира Богом из небытия. Учение ...

Там соберутся орлы

Там соберутся орлы… Пророчества о кончине этого мира волновали читателей Евангелия во все времена. Описание ...

Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей – читать, скачать – протоиерей Михаил Дронов

Талант общения: Дейл Карнеги или авва Дорофей Содержание К читателю Сегодня среди великого многообразия литературы ...

Именины Виктории по церковному календарю – православный день ангела

День ангела Виктории по православному церковному календарю Очень долго это имя считалось не церковным. В ...

Именины Арсения по церковному календарю – православный день ангела

День ангела (именины) Арсения по православному церковному календарю Церковный календарь, в народе называемый святцы — ...

Тайны родословия Христова

Тайны родословия Христова протоиерей Олег Стеняев Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова ( Мф.1:1 ...

Рейтинг@Mail.ru