Главная » Верую. » Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Русской Православной Церкви нередко ставится в упрек благословение воинства и оружия. Как Церковь может благословлять людей, которые носят орудия человекоубийства? Разве не сказано не убий?

Здесь нам стоит разъяснить два недоразумения, которые возникают у людей в отношении Церкви и церковных молитв и благословений.

Одно из недоразумений связано с тем, что люди склонны воспринимать священника как шамана, мага и колдуна, который призывает на помощь своим какие-то таинственные оккультые силы, которыми он может манипулировать. В языческие времена колдуны, шаманы и филиды, претендовавшие на то, что могут обеспечить своему войску оккультную поддержку, считались мощным оружием.

Христианская молитва, однако, есть нечто прямо противоположное. На самом деле, ни священник, ни епископ, ни какой-либо вообще церковный служитель не может распоряжаться сверхъестественным, и на это нимало не претендует. Люди Церкви молятся – взывают к Богу, чтобы Он вошел в эту ситуацию, чтобы он был с людьми, особенно там, где трудно и опасно, где человека могут ожидать тяжкие искушения, страдания или смерть.

Бог Сам решает, как Ему ответить на эту молитву; мы не можем Ему указывать. Мы можем только просить – о помощи, о руководстве, о мудрости, особенно необходимой, когда речь идет о такой опасной вещи, как оружие. Молитва о воинстве (как, кстати, и молитва о властях) совершенно не обязательно предполагает одобрение всего, что воинство (и власти) делают; молитва – это именно призывание милости Божией.

Можно молиться о хорошем человеке, чтобы Бог его укрепил; можно – о дурном, чтобы Бог дал ему покаяние, в любом случае, ответ на молитву – в руках Божиих.

Второе недоразумение связано с пониманием заповеди не убий. Является ли воин, носящий оружие и готовый пустить его в ход, нарушителем заповеди? Может ли воин быть благочестивым?

Священное Писание говорит, что да. Первым из язычников Крещение получает военный, офицер римской армии:

некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. ( Деян.10:1-2 )

При этом благочестивом офицере упоминается и благочестивый воин:

Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. ( Деян.10:7-8 )

Людей, которые противопоставляют заповедь не убий воинской службе, подводит плохое знание Писания. В заповеди не убий речь идет, в контексте Писания и на его оригинальных языках, именно о вольном человекоубийстве; т.е. убийстве в уголовном смысле, беззаконном лишении человека жизни. В Ветхом Завете (где дается эта заповедь) люди как ведут войны, так и казнят преступников, и заповеди этим не нарушают.

В Новом Завете признается право и обязанность государства прибегать к оружию для поддержания безопасности и порядка. Как пишет Ап.Павел,

ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 )

Разница между вооруженным разбойником и вооруженным же стражем порядка – при том, что оба носят оружие и могут его употреблять – очевидна всякому человеку, очевидна она и Писанию. То есть для Апостолов заповедь не убий никогда не означала, что всякий служащий государства, носящий оружие, является преступником Божьего закона.

Можно обратить внимание и на то, что как правило те, кто возмущается появлением священника в воинской части, не призывает распустить правоохранительные органы и предоставить преступникам беспрепятственно терроризировать мирных и законопослушных граждан; не слышно также и призывов распустить армию и дождаться прихода какого-нибудь Басаева, который бы установил у нас порядки, при которых ни у кого из нас уже не будет возможности вести дискуссий.

Мы находимся в условиях хотя бы относительной безопасности и свободы благодаря тому, что вооруженные служащие государства – армия и милиция, исполняют свои обязанности. Можно услышать много претензий к милиции, но окажись мы без нее – даже выход в ближайший магазин был бы смертельно опасным делом. Находясь под защитой вооруженных людей, мы, православные христиане, не находим уместным ими гнушаться – тем более, что Писание не дает к такому гнушению никаких оснований.

Что, однако, стоит за тем гнушением, которые высказывают критики Церкви в этом вопросе? Мотивы у них могут быть разные, но я бы отметил наиболее серьезный. Война – одно из самых страшных проявлений человеческого греха; Господь в Нагорной Проповеди говорит о том, что блаженны миротворцы.

Ищи мира и стремись к нему – много раз заповедует Писание.

Однако между миротворцами и пацифистами есть серъезная разница; их отличает чуство ответственности. Миротворец, прежде всего, реалист – он исходит из того, что мы живем не раю, и там, где государство, тот самый начальствующий с мечем, не исполняет своих функций, там власть казнить и миловать оказывается в руках ближайшего вооруженного бандита. Этому есть предостаточно примеров, и поддержание мира требует тех, кто хранит мир вооруженной рукой.

Устраните правоохранительные органы – и Вы не получите мира на улицах; устраните армию – и Вам недолго придется ждать войны.

Пацифист видит в армии орудие войны; миротворец видит и другое – то, что армия есть необходимое орудие избежания войны. И проповедник прощения и примирения, который призывает людей отречься от вражды ради Христа и Евангелия, и рассудительный дипломат, который помогает урегулировать международные противоречия, и умелый воин, который готов дать отпор разбойникам – все они необходимы для поддержания мира, они соратники, а не враги. Поэтому нет ничего странного и несообразного в благословении воинства; пусть же Господь благословит тех, кто защищает нас и хранит мир.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Пастырское Богословие, Часть 2 — читать, скачать

архимандрит Константин (Зайцев) Пастырское Богословие Лекция Первая. Церковь – Царство Благодати Благодать! Это слово буквально ...

Партесное пение

Партесное пение Парте́сное пе́ние (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого ...

Паримии страстной субботы

Паримии страстной субботы Пятнадцать ступеней к Пасхе На богослужении в субботу перед Пасхой в храмах ...

Пари Паскаля

Пари Паскаля Пари́ Паска́ля – практический аргумент для веры в Бога, сформулированный Блезом Паскалем, французским ...

Сильные молитвы, чтобы на работе все было хорошо — о повышении и поиске

Молитвы, чтобы на работе все было хорошо Работа для каждого современного человека имеет поистине огромное ...

Памятка причастникам

Памятка причастникам Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови ...

Памятка желающему принять Таинство Святого Крещения

Памятка желающему принять Таинство Святого Крещения Таинство Крещения Крещение есть Таинство, в котором верующий, при ...

Падшие духи

Падшие духи Па́дшие ду́хи – отпавшие ещё до сотворения видимого мира от Бога ангелы. По ...

Сильные молитвы от страха, тревоги и боязни — читать на русском

Молитвы от страха и тревоги на душе Нет человека, который время от времени бы не ...

Ошибались ли святые?

Ошибались ли святые? священник Дмитрий Моисеев В современном богословии, к сожалению, все сильнее намечается тенденция ...

Очищение ума

Очищение ума Владимир Анатольевич Цыганков, психолог, доктор философии, директор Православной школы психологии и медицины (Санкт-Петербург) ...

Очерки православной психотерапии

Очерки православной психотерапии Легостаева Марина Вениаминовна Оглавление Новое направление психотерапии начинает активно развиваться в России. ...

Сильные молитвы от пьянства мужа

Сильные молитвы от пьянства мужа В борьбе против пьянства близких людей все средства хороши — ...

Очерк мистического богословия Восточной Церкви — читать, скачать — профессор Владимир Николаевич Лосский

Очерк мистического богословия Восточной Церкви ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ Прежде чем говорить о богословских сочинениях, предлагаемых вниманию ...

Отчитка (экзорцизм)

Отчитка (экзорцизм) Фрагмент проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Неделю о Страшном Суде … мне хочется ...

Сильные молитвы о здоровье ребенка, выздоровление и защите

Материнские молитвы о здравии детей — самые сильные и действенные Самая сильная молитва о здоровье ...

Отче наш

Отче наш. Поэтические переложения Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) Отче наш, небесный Царь, Коему ...

Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели

Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели Курс патрологии. Введение В раннехристианском словоупотреблении понятие отец обычно ...

Отступка и преступка

Отступка и преступка Крещенская (Богоявленская) отсту́пка или возвращение назад в евангельских чтениях — состоит в ...

Отпавшие или невоцерковленные?

Отпавшие или невоцерковленные? иерей Георгий Казанцев Мертвые души (взгляд священника на некоторые явления приходской жизни) ...

Сильные молитвы на удачную торговлю

Сильные молитвы на удачную торговлю Многие могут привести пример, когда успешный бизнесмен, у которого ранее ...

Отношение христианства к другим религиям

Отношение христианства к другим религиям В. Легойда: Сегодня у нас в гостях Алексей Ильич Осипов, ...

Сильные молитвы на торговлю на каждый день: действенные способы привлечь клиентов и продать товар

Сильные молитвы на торговлю на каждый день: действенные способы привлечь клиентов и продать товар С ...

Отношение Православия к другим религиям

Отношение Православия к другим религиям Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всей Албании Православная Церковь жила ...

Рейтинг@Mail.ru