Главная » Верую. » Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Об отношении Церкви к воинству

Русской Православной Церкви нередко ставится в упрек благословение воинства и оружия. Как Церковь может благословлять людей, которые носят орудия человекоубийства? Разве не сказано не убий?

Здесь нам стоит разъяснить два недоразумения, которые возникают у людей в отношении Церкви и церковных молитв и благословений.

Одно из недоразумений связано с тем, что люди склонны воспринимать священника как шамана, мага и колдуна, который призывает на помощь своим какие-то таинственные оккультые силы, которыми он может манипулировать. В языческие времена колдуны, шаманы и филиды, претендовавшие на то, что могут обеспечить своему войску оккультную поддержку, считались мощным оружием.

Христианская молитва, однако, есть нечто прямо противоположное. На самом деле, ни священник, ни епископ, ни какой-либо вообще церковный служитель не может распоряжаться сверхъестественным, и на это нимало не претендует. Люди Церкви молятся – взывают к Богу, чтобы Он вошел в эту ситуацию, чтобы он был с людьми, особенно там, где трудно и опасно, где человека могут ожидать тяжкие искушения, страдания или смерть.

Бог Сам решает, как Ему ответить на эту молитву; мы не можем Ему указывать. Мы можем только просить – о помощи, о руководстве, о мудрости, особенно необходимой, когда речь идет о такой опасной вещи, как оружие. Молитва о воинстве (как, кстати, и молитва о властях) совершенно не обязательно предполагает одобрение всего, что воинство (и власти) делают; молитва – это именно призывание милости Божией.

Можно молиться о хорошем человеке, чтобы Бог его укрепил; можно – о дурном, чтобы Бог дал ему покаяние, в любом случае, ответ на молитву – в руках Божиих.

Второе недоразумение связано с пониманием заповеди не убий. Является ли воин, носящий оружие и готовый пустить его в ход, нарушителем заповеди? Может ли воин быть благочестивым?

Священное Писание говорит, что да. Первым из язычников Крещение получает военный, офицер римской армии:

некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. ( Деян.10:1-2 )

При этом благочестивом офицере упоминается и благочестивый воин:

Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. ( Деян.10:7-8 )

Людей, которые противопоставляют заповедь не убий воинской службе, подводит плохое знание Писания. В заповеди не убий речь идет, в контексте Писания и на его оригинальных языках, именно о вольном человекоубийстве; т.е. убийстве в уголовном смысле, беззаконном лишении человека жизни. В Ветхом Завете (где дается эта заповедь) люди как ведут войны, так и казнят преступников, и заповеди этим не нарушают.

В Новом Завете признается право и обязанность государства прибегать к оружию для поддержания безопасности и порядка. Как пишет Ап.Павел,

ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 )

Разница между вооруженным разбойником и вооруженным же стражем порядка – при том, что оба носят оружие и могут его употреблять – очевидна всякому человеку, очевидна она и Писанию. То есть для Апостолов заповедь не убий никогда не означала, что всякий служащий государства, носящий оружие, является преступником Божьего закона.

Можно обратить внимание и на то, что как правило те, кто возмущается появлением священника в воинской части, не призывает распустить правоохранительные органы и предоставить преступникам беспрепятственно терроризировать мирных и законопослушных граждан; не слышно также и призывов распустить армию и дождаться прихода какого-нибудь Басаева, который бы установил у нас порядки, при которых ни у кого из нас уже не будет возможности вести дискуссий.

Мы находимся в условиях хотя бы относительной безопасности и свободы благодаря тому, что вооруженные служащие государства – армия и милиция, исполняют свои обязанности. Можно услышать много претензий к милиции, но окажись мы без нее – даже выход в ближайший магазин был бы смертельно опасным делом. Находясь под защитой вооруженных людей, мы, православные христиане, не находим уместным ими гнушаться – тем более, что Писание не дает к такому гнушению никаких оснований.

Что, однако, стоит за тем гнушением, которые высказывают критики Церкви в этом вопросе? Мотивы у них могут быть разные, но я бы отметил наиболее серьезный. Война – одно из самых страшных проявлений человеческого греха; Господь в Нагорной Проповеди говорит о том, что блаженны миротворцы.

Ищи мира и стремись к нему – много раз заповедует Писание.

Однако между миротворцами и пацифистами есть серъезная разница; их отличает чуство ответственности. Миротворец, прежде всего, реалист – он исходит из того, что мы живем не раю, и там, где государство, тот самый начальствующий с мечем, не исполняет своих функций, там власть казнить и миловать оказывается в руках ближайшего вооруженного бандита. Этому есть предостаточно примеров, и поддержание мира требует тех, кто хранит мир вооруженной рукой.

Устраните правоохранительные органы – и Вы не получите мира на улицах; устраните армию – и Вам недолго придется ждать войны.

Пацифист видит в армии орудие войны; миротворец видит и другое – то, что армия есть необходимое орудие избежания войны. И проповедник прощения и примирения, который призывает людей отречься от вражды ради Христа и Евангелия, и рассудительный дипломат, который помогает урегулировать международные противоречия, и умелый воин, который готов дать отпор разбойникам – все они необходимы для поддержания мира, они соратники, а не враги. Поэтому нет ничего странного и несообразного в благословении воинства; пусть же Господь благословит тех, кто защищает нас и хранит мир.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Именины Надежды по церковному календарю христиан

День ангела Надежды по церковному календарю Обрусевшее имя Надежда пришло к славянам из Древней Греции ...

Этика преображенного эроса – читать, скачать – профессор Борис Петрович Вышеславцев

Этика преображенного эроса Содержание Предисловие Настоящая книга одинаково обращается к верующим и неверующим, при условии, ...

Эта хрупкая вселенная

Эта хрупкая вселенная А. Г. Хунджуа, профессор, доктор физико-математических наук Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, ...

Именины мужчин и мальчиков с именем Валерий по православным святцам

День Ангела Валерия по церковному календарю Имя Валерий распространено в русском народе. Оно символизирует мужество ...

Эсхатология мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней)

Эсхатология мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) Перервинская духовная семинария Московской Епархии Русской Православной ...

Эсхатологическая уникальность христианства

Эсхатологическая уникальность христианства профессор Андрей Зубов Один из моих друзей, которому в будущем суждено было ...

Именины Марины по церковному календарю христиан

День ангела Марины по церковному календарю Из пены морской, словно божественная Венера, появилось у древних ...

Эпохи Церковной Письменности

Эпохи Церковной Письменности Хронологические Рамки Классической Патрологии Курс патрологии. Введение За свою почти двухтысячелетнюю историю ...

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни, Часть 50 – читать, скачать

Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни Дух Господа Бога ...

Эксапостиларии Великих Богородичных праздников

Эксапостиларии Великих Богородичных праздников Минует август. Вместе с ним постепенно минуют дни прошедшей страды, сбора ...

Эксапостиларии (светильны) Святой Пасхи и Пятидесятницы

Эксапостиларии (светильны) Святой Пасхи и Пятидесятницы монахиня Игнатия (Петровская) Эту статью матушка Игнатия написала в ...

Именины Марии: дни поминовения по церковному календарю

Мария: день ангела по церковному календарю День памяти святых – это дата кончины их земной ...

Экзорцизм (священник К

Экзорцизм (священник К. Пархоменко) Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона священник ...

Эвтаназия — это самоубийство?

Эвтаназия — это самоубийство? Из книги Неамериканский миссионер — Если человек скажет: Убейте меня, потому ...

Именины Маргариты – в какие дни и сколько раз отмечают

Именины Маргариты по православным святцам — покровительницы имени У женщин, девушек и девочек с красивым ...

Шариат для немусульман

Шариат для немусульман Оглавление ^ Шариат в Европе сегодня Изучая сегодняшний ислам в Европе, вы ...

Чудеса истинные и ложные

Чудеса истинные и ложные. О развитии духовного зрения протоиерей Лев Липеровский По благословению Святейшего Патриарха ...

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: ...

Именины Ксении: дни поминовения по церковному календарю

Ксения: день ангела по церковному календарю Календарная дата поминовения – это день кончины или обретения ...

Именины Кристины по церковному календарю – как правильно отмечать

День Ангелина Кристины по церковному календарю Когда по церковному календарю именины Кристины: 6 августа – ...

Что такое чудо?

Что такое чудо? Архиепископ Иоанн Сан-Францисский В сороковых годах скончалась в городе Вараждине, в Югославии, ...

Что такое Царство Небесное?

Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев Царство Небес – это не потом, а сейчас^ ...

Что такое софиология

Что такое софиология Самый известный трактат отца Павла Флоренского — Столп и утверждение истины. А ...

Именины Игоря по церковному календарю: характер и жизненный путь

День ангела Игоря по церковному календарю Святой – это образец для подражания, к которому надо ...

Рейтинг@Mail.ru