Главная » Верую. » Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д.

Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения.

Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию.

5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

  1. в дни предпразднеств и попразднеств;
  2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
  3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
  4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп.

Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание в субботу вечера. Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени (на утрени седальны…), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения во вторник вечера прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

1. Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см.

Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

О admin

x

Check Also

Трудные места Всенощного бдения

Трудные места Всенощного бдения Диакон Михаил Асмус, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из ...

Трудные вопросы – прот

Трудные вопросы — прот. Димитрий Смирнов Встречаясь с различными людьми и затрагивая проблему абортов, приходится ...

Трудно быть русским

Трудно быть русским. Россия и новое язычество диакон Андрей и иеромонах Виталий Содержание Россия и ...

Православные именины и день ангела – в чем отличие

Православные именины и день ангела — в чем отличие До революции люди жили в соответствии ...

Труд, Трудолюбие

Труд, Трудолюбие Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или ...

Когда празднуется день Ангела Арины в Православии

Когда празднуется день Ангела Арины в Православии Представители прекрасной половины человечества с именем Арина празднуют ...

Три птицы

Этот документальный случай был рассказан мне в Париже в 2009 году, замечательным человеком, который много ...

Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание

Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание игумен Дионисий (Шленов) Доклад, прозвучавший на конференции Монастыри ...

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка

Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка Существуют разные меры говения перед Причастием, единого ...

Тренинг или психокульт?

Тренинг или психокульт? Сумасшедший успех Тренинги карьерного роста все чаще приводят к серьезным нарушениям психики. ...

Именины Олега – день ангела, церковный календарь

Когда отмечаются именины Олега — история святых и день ангела По православному календарю носители мужского ...

Трезвение – это не просто отказ от вина

Трезвение – это не просто отказ от вина. Трезвение – это духовное бодрствование. священник Игорь ...

Трапеза Господня

Трапеза Господня Предисловие Установленная Христом на Тайной вечери, Церковь актуализировалась на день Пятидесятницы, когда учениками ...

Традиционное понимание значения дара иных языков

Традиционное понимание значения дара иных языков священник Александр Усатов Относительно понимания дара иных языков в ...

Именины Кирилла – день ангела, церковный календарь

Даты именин и день ангела Кирилла — церковный календарь и традиции У человека с именем ...

Точное изложение православной веры, Книга 2 – читать, скачать – преподобный Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры Глава 1 (15). О веке Сам сотворил века – бывший прежде ...

Точное изложение православной веры – читать, скачать – преподобный Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры Содержание Предисловие переводчика 2. Когда, в частности, св. И. Дамаскин написалТочное ...

Именины Елены – день ангела, церковный календарь

Именины Елены — когда отмечать и что дарить, даты по церковному календарю Носительницам имени Лена ...

Том III

Слова. Том III Духовная борьба Глава первая. О колдовстве Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, ...

Том II

Слова. Том II Духовное пробуждение Часть Пятая Духовное Оружие 3. Глубочайший смысл жизни Будем готовиться ...

Толковый православный молитвослов, Молитвослов

Толковый православный молитвослов Оглавление ^ 1. О молитве Что значит молиться Богу? Молиться Богу, – ...

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета – читать, скачать – профессор Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета Толковая Библия (толкование Библии), вышла в свет под редакцией ...

Именины Дениса по церковному календарю – православный день ангела

День ангела (именины) Дениса по православному церковному календарю Если в советскую эпоху праздновали только день ...

Толкование Евангелия, Глава 48 – читать, скачать

Б. И. Гладков Толкование Евангелия Оканчивая Свое служение, Иисус спросил книжников и фарисеев: что вы ...

Рейтинг@Mail.ru